Защита прав детей в рф организации, службы, законодательная база

Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в РФ n n n n n Конституция РФ (гл. 2); ФЗ от 24. 07. 1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 13. 07. 2015); Семейный Кодекс РФ от 29. 12. 1995 № 223 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015); Гражданский кодекс РФ от 26. 01. 1996 № 14 -ФЗ (ред. 01. 06. 2015); Ко. АП РФ от 30. 12. 2001 № 195 -ФЗ (ред. 03. 11. 2015); ФЗ от 21. 12. 1996 № 159 -ФЗ (ред. 31. 12. 2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ; ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015) «Об образовании в РФ» ; Указ Президента РФ от 01. 09. 2009 № 986 «Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» ; Указ Президента РФ от 01. 06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 года» .

Региональный уровень нормативно-правовой защиты прав детей (на примере Омской области)

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов федеральных органов исполнительной власти и президента РФ.

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в Омской области n n n Устав (Основной закон) Омской области; Законы Омской области; Постановления Законодательного собрания Омской области; Указы Губернатора Омской области; Постановления Правительства Омской области; Приказы органов исполнительной власти Омской области.

Устав Омской области n Определяет общие основания обеспечения и защиту прав человека и гражданина (Гл. 2, ст. 15 -21)

Законы Омской области n n n КОДЕКС Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (с изменениями на: 16. 07.

2015); ЗАКОН Омской области от 6 ноября 2014 г № 1676 -ОЗ О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области; ЗАКОН Омской области от 8 октября 2001 г.

№ 307 -ОЗ О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Омской области (с изм. На 6 ноября 2014 г.

); ЗАКОН Омской области от 28 мая 2015 года N 1744 -ОЗ Об установлении ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Омской области; ЗАКОН Омской области от 24 июля 2008 г. № 1070 -ОЗ О физической культуре и спорте в Омской области (с изм. на 30 апреля 2015 г); ЗАКОН Омской области О молодежной политике на территории Омской области ( с изм. От 29 декабря 2009 г).

Указы Губернатора Омской области n n n О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 -2017 годы от 16 января 2013 г. № 3; Об уполномоченном при Губернаторе Омской области по правам ребенка от 5 февраля 2010 г. № 7.

; О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей от 29 мая 2012 г. № 55; О мерах по реализации статьи 32. 1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 14 сентября 2011 г.

№ 96; О Координационном Совете при Губернаторе Омской области по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области от 25 апреля 2013 г. № 57.

Постановления Правительства Омской области n n «Об организации деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на территории Омской области» от 12 марта 2014 г.

№ 41 -п; «Об отдельных вопросах обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 19 декабря 2012 г. № 284 -п; «О мерах социальной поддержки беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет по обеспечению полноценным питанием» от 26 апреля 2006 г.

№ 46 -п; «О летнем оздоровлении детей» от 14 апреля 2004 г. № 10 -п (с изм. от 12 ноября 2014 г. );

Приказы органов исполнительной власти n n n Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 14. 09.

2015 № 130 -п «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие системы социального обслуживания детей, в том числе пострадавших от насилия и жестокого обращения, и семей с детьми, в том числе допустивших случаи насилия и жестокого обращения с детьми, в Омской области» ; Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 7 апреля 2014 года № 60 -п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» ; Приказ Министерства Образования Омской области от 21. 05. 2014 года № 36 «Об установлении среднего размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории Омской области» .

Система органов обеспечивающих защиту прав ребенка n n n Правоохранительные органы; Судебные органы; Органы опеки и попечительства; Уполномоченные по правам ребенка (омбудсмены); Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органы управления образованием и др.

Контрольные вопросы n n Назовите те права детей, которые могут быть нарушены в условиях лагеря (слайд № 3) Алгоритм действий вожатого в вопросах обеспечения защиты прав детей в условиях лагеря в следующих ситуациях: заболел; установлен факт (обоснованное подозрение) насилия над ребенком в семье; воровство, физическое насилие над ребенком в лагере; унижение чести и достоинства, вымогательство имущества, уничтожение имущества ребенком (детьми), сбежал с лагеря.

Вопросы следующего занятия n n n Система наказания и поощрения детей в условиях лагеря; Педагогические подходы к вопросам наказания и поощрения; Алгоритмика действий вожатого по наказанию и поощрению детей. Педагогические рекомендации по воспитанию конструктивного мышления; Решение педагогических практических задач.

Спасибо за внимание!

Источник: https://present5.com/normativno-pravovye-osnovy-zashhity-prav-detej-sovremennaya/

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей в Российской Федерации в 2020 году

Еще недавно защита прав несовершеннолетних обеспечивалась по факту их нарушения. С 1998 года большое значение стали иметь профилактика и индивидуальный подход.

Обновление юридических актов, создание новых организаций, отвечающих за регулирование данной сферы, позволило вывести охрану законных интересов детей на новый уровень.

Рассмотрим подробнее, как обеспечивается правовая защита несовершеннолетних сейчас.

Законодательная база РФ

Законодательство Российской Федерации выделяет защиту прав детей в отдельную категорию. Специальные органы наделяются особыми полномочиями, чтобы предотвратить возможные противоправные деяния в отношении несовершеннолетних. Их действия регламентируются следующими нормативными актами:

  • Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная базаКонвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • Гражданский кодекс;
  • Жилищный кодекс;
  • Трудовой кодекс;
  • Закон об опеке;
  • постановление Правительства №423.

Данный перечень нормативных актов не является исчерпывающим. Большое количество документов, посвященных этой тематике, обусловлено тем, что в силу физической и психологической незрелости несовершеннолетнему сложно самостоятельно обеспечить защиту.

Ответственные лица

Основная функция по охране детских прав возлагается на его родителей/законных представителей. Если их действий недостаточно или они не исполняют обязательства надлежащим образом, то на помощь приходят муниципальные, правоохранительные и судебные органы.

Кроме того, законодатель обязывает каждого гражданина или должностное лицо, узнавшее о нарушении детских прав или жестоком обращении с ребенком, незамедлительно сообщить об этом в специализированные органы. Нормативными актами установлены сжатые сроки на проверку каждого поступающего сигнала, не более 3 суток.

Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база

  • медицинские учреждения;
  • правоохранительные органы;
  • образовательные организации;
  • социальные службы.

Медицинские учреждения должны контролировать безопасность детей дошкольного возраста. Образовательные организации – обеспечивать защиту несовершеннолетних учащихся. Правоохранительные органы – реагировать на поступившие сигналы о нарушении детских прав. Социальные службы обязаны оказывать помощь семье, находящейся в трудной ситуации.

Полномочия родителей в этой сфере

Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база

  • обращаться в специализированные органы для обеспечения нужд ребенка (загс, миграционная служба, поликлиника и другие);
  • обеспечить получение образования в надлежащем виде и по программе, рекомендованной по состоянию здоровья;
  • защищать нарушенные права через обращения в муниципальный отдел опеки, полицию, прокуратуру, суд.

До достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, мать и отец полностью представляют его интересы в общении с государственными органами. Кроме того, на них возложено материальное обеспечение малолетних всем необходимым для полноценного развития (продуктами питания, одеждой, жильем, игрушками).

После 14 лет, права несовершеннолетнего и их защита обеспечивается родителями, совместно с ним. Ребенок не может реализовывать без их согласия, а мама и папа не имеют право самостоятельно принимать решения в отношении вопросов, непосредственно касающихся несовершеннолетнего и его имущества.

Комитет по правам ребенка

Комитет по правам несовершеннолетних – это международная организация, которая контролирует исполнение Конвенции о правах ребенка. Этот нормативный акт был ратифицирован подавляющим большинством стран мира.

Сессии комитета проводятся в Женеве, не менее 3 раз в год. Эксперты организации регулируют процесс деятельности своих представительств в разных странах.

Каждая страна-участник комитета должна учредить нового специалиста – Омбудсмена. Для защиты прав детей в России утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка РФ.

Омбудсмен не входит в систему правоохранительных и социальных органов РФ. Он не заменяет суд или опеку. Основная направленность его деятельности – это защита прав несовершеннолетних. Уполномоченный по правам ребенка решает не только общие вопросы (соответствие законодательных актов интересам детей), но и частные (личные жалобы граждан).

Места обращения за помощью

Если установлен факт нарушения детских интересов, необходимо принять меры для обеспечения безопасности несовершеннолетнего и защиты его прав. Для этого нужно определить, кто является нарушителем. Опасность могут представлять:

  • законные представители;
  • посторонние лица;
  • должностные лица образовательной организации и педагоги;
  • ученики.

Если мама, папа, опекуны, усыновители или приемные родители допускают физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего, лицо, установившее данный факт, обязано сообщить об этом в территориальный отдел полиции. При подтверждении информации, ребенок передается на попечение муниципального органа опеки.

Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база

Конфликты между должностными лицами образовательной организации, педагогами и несовершеннолетним находятся на контроле у руководства школы. Если директор отказывается способствовать восстановлению нарушенных прав, законный представитель имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию, прокуратуру, региональное министерство образования.

Если интересы ребенка нарушаются другими учениками, на помощь придут социальные педагоги образовательной организации, директор школы, инспектор по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП. Так как в силу психологической незрелости ученики не всегда могут самостоятельно решить личностный конфликт, родители и педагоги должны оказать максимальную поддержку в решении сложного вопроса.

Читайте также:  Установление отцовства в судебном порядке: пошаговая инструкция

Защита прав детей в сфере образования

Право на бесплатное общее образование закреплено законом, при этом нарушения в данной сфере имеют очень распространенный характер. Даже если несовершеннолетний принимает все возможные меры для надлежащего обучения, должностные лица образовательного учреждения могут требовать выплаты материальных взносов. Обычно они предназначаются для:

  • Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная базапокупки учебных материалов;
  • ремонт;
  • приобретение воды;
  • закупки школьной формы и другие траты, не имеющие отношения к процессу обучения.

Важно! Требование выплаты денежных средств от должностных лиц образовательной организации, педагогов и родительского комитета является незаконным. Если при неуплате ребенку ставятся препятствия в процессе получения знаний, необходимо обратиться в прокуратуру.

Другим распространенным нарушением детских прав в школе является оскорбления со стороны педагогов. Подобные ситуации решаются поэтапно. Законный представитель должен действовать следующим образом:

  • беседа с нарушителем;
  • при отсутствии результата – письменная жалоба на имя директора;
  • если нет ответа – заявление в региональное министерство образования;
  • при отрицательном результате – обращение в прокуратуру;
  • дополнительной мерой может быть заявление на имя уполномоченного по правам ребенка.

Если несовершеннолетнему придется продолжать обучение в данном учреждении, законным представителям необходимо проявить тактичность. Предпринимать следующий шаг нужно только в том случае, если предыдущий не дал положительного результата. Одновременное обращение во все ведомства может стать причиной плохого отношения к ребенку со стороны педагогов.

Защита прав несовершеннолетнего, нарушаемых в семье

Очень часто ребенка приходится охранять именно от тех людей, которые должны обеспечивать его защиту. Проблема раннего выявления жестокого обращения в семье остро стоит перед специализированными органами.

Законные представители зачастую подвергают опасность жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также их имущество. Особенностью этих правонарушений является сложность в выявлении. Конфликты, происходящие в семье, закрыты от посторонних глаз. Это создает дополнительную опасность для ребенка.

Право ребенка на защиту от родителей обеспечивают орган опеки и территориальный отдел полиции, в зависимости от тяжести совершенного нарушения. Любые сообщения должны проверяться инспектором по делам несовершеннолетних – незамедлительно и специалистами опеки – в течение 3 дней.

В рамках проверки проводится обследование условий жизни. Если выявляются проблемы, например ребенок, является сиротой или инвалидом, специалисты должны оценить его безопасность и принять меры, исходя из ситуации.

Заявление в органы соцзащиты

В системе социальной защиты населения Российской Федерации существуют специализированные органы, отвечающие за охрану прав несовершеннолетних. Это опека и попечительство.

Законодательством РФ полномочия по опеке переданы для исполнения муниципальным органам. Таким образом, каждый административный район имеет свой отдел.

Осуществление полномочий производится по заявительному принципу. Если законному представителю необходим документ для защиты имущественных прав несовершеннолетнего, нужно обратиться в отдел по месту регистрации ребенка или месту нахождения собственности. Если детские права нарушаются родителями/опекунами, то заявить об этом в орган опеки может любой гражданин.

Обеспечение детских прав возлагается на родителей, других граждан, государственные и общественные органы. Такая многоступенчатая система обусловлена беззащитностью несовершеннолетних. Чтобы обезопасить несовершеннолетних, нормативно-правовые акты предусматривают ответственность за нарушение прав детей более строгое, чем у взрослых граждан.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/zashchita-prav-rebenka.html

Органы по защите прав ребенка: куда обращаться при нарушении

Защита прав детей в РФ организации, службы, законодательная база

Несмотря на современные морально-этические правила, которые втолковываются каждому человеку еще с малого возраста, преступления против детей продолжают происходить. Ранее, когда права не достигших совершеннолетия не слишком учитывались, правонарушения такого рода происходили постоянно.

К ним относится не только физическое насилие, но и психологическое угнетение, а также нарушение конституционных прав. Итак, какие же организации занимаются защитой и охраной данных прав и какое место среди них занимает Комитет по защите прав ребенка?

Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:

  • на жизнь;
  • на семью;
  • на свободу слова и мысли;
  • на обучение;
  • на получение гражданства;
  • на помощь в медицинских учреждениях;
  • на государственную помощь и т.д.

Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних.

В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.

Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства. А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.

Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.

Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:

  1. органы опеки и попечительства;
  2. прокуратуру;
  3. комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.

На этих организациях нужно остановиться подробнее.

Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства. В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.

Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:

  • защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;
  • следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;
  • контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;
  • следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.

Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.

Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:

  1. вести списки граждан, которым нужна опека;
  2. признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
  3. устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
  4. следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
  5. заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
  6. выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
  7. производить проверки качества жизни подопечного;
  8. оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.

Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.

Полномочия прокурора в вопросе защиты прав детей в РФ основаны на том, что прокуратура обязана следить за соблюдением всех прав человека и принимать меры в случае их нарушения. Прокуратура правомерна на следующие действия:

  • лишение родительских прав по разным причинам или их восстановление;
  • расторжение браков;
  • признание действительным или недействительным алиментного соглашения;
  • установление опеки и ее снятие по решению суда;
  • изъятие
  • ребенка у родителей, если они не выполняют в полной мере своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.

При обращении за помощью в вопросах детских прав прокурор действует следующим образом:

  1. предъявляет иск в суд, согласно существующей проблеме;
  2. участвует в судебных слушаниях и рассмотрении дела;
  3. опротестовывает несправедливые судебные решения;
  4. выписывает предупреждения о наказаниях за возможные последующие нарушения прав детей.

Такие комиссии тоже относятся к организациям, защищающим права ребенка, поэтому по вопросам правонарушений стоит обратиться сначала туда. На комиссии по делам несовершеннолетних возложены следующие задачи:

  • защита прав и интересов несовершеннолетних;
  • борьба с беспризорностью и вызвавшими ее причинами;
  • решение вопросов, связанных с обучением, содержанием несовершеннолетних, а также с медицинским и социальным обслуживанием;
  • контроль за работой органов и комитетов по правам ребенка;
  • решение проблем с правонарушениями у несовершеннолетних.

Кроме обязанностей, у отделов такого рода есть следующие полномочия:

  1. координирование работы отделов и комитетов, занимающихся делами несовершеннолетних;
  2. разработка кодексов и документов касательно области их деятельности;
  3. участие в мероприятиях, призванных сократить количество преступлений среди несовершеннолетних и поднять уровень их жизни;
  4. проведение проверки семей;
  5. решение вопросов о переводе в другую школу или исключении из них;
  6. ведение постоянного учета маленьких граждан разных категорий, особенно нуждающихся, сирот или социально-опасных.

Согласно Конституции и кодексам разного рода, защита прав может осуществляться такими способами, как:

  • расторжение заключенных ранее договоров и признание их недействительными;
  • моральные компенсации;
  • разрешение на самостоятельную защиту прав;
  • выплата суммы понесенных убытков;
  • принуждение к выполнению судебных постановлений, если они не были исполнены в добровольном порядке.
Читайте также:  Воспитание детей: полезные советы для родителей о воспитании детей

Комитетов и отделов, которые способны решать проблемы такого рода, немало; главное, чтобы несовершеннолетний знал свои права. Во всех ситуациях, когда его унижают или применяют физическую силу, он должен обращаться в соответствующие органы и отделы или сообщать об этом взрослым.

Ребенок – гражданин не в меньшей степени, чем взрослый, и правонарушения против него должны строго караться согласно букве закона.

Источник: https://myusli.ru/deti/organy-po-zaschite-prav-rebenka

Законодательные меры в области охраны прав детства



В современном российском законодательстве действует целый ряд различных документов, регулирующих сферу охраны прав и интересов несовершеннолетних. Основными нормативно-правовыми актами в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних являются Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году. Важнейшим элементом данного нормативно-правового акта стало установление принципа государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

С принятием Конституции не только родители и попечители были обязаны заботиться о детях и обеспечивать защиту их прав, но эти функции также должно было выполнять и государство, что повышало степень юридической защищённости несовершеннолетних в стране.

Сферу охраны прав детства и законных интересов несовершеннолетних также регламентирую такие нормативно-правовые акты, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г.

№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 июня 1999 г.

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Долгое время основные институты семейного права не учитывали некоторые положения основных юридических законов, таких как Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации. Ситуация изменилась в связи с принятием в 1995 году Семейного кодекса Российской Федерации.

Теперь основные институты семейного права были приведены в соответствие, как с основными международными законами, так и с основными законами РФ. Созданный под влиянием Конвенции о правах ребенка, Семейный кодекс РФ оказал значительное влияние на федеральное законодательство в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Ребёнок был признан самостоятельным субъектом Российской Федерации, а его права закреплены в главе 11 специального соглашения.

Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на 2 группы в зависимости от степени их дееспособности. В первую группу входят несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет, над которыми в случае потери родителей? устанавливается опека.

Во вторую группу входят несовершеннолетние в возрасте т 14 до 18 лет, над которыми, в случае потери родителей устанавливается попечительство.

Данное разделение вносит ясность в степень возможности ребенка заботиться о себе и нести ответственность за свои поступки, что облегчает процесс защиты прав и интересов ребенка.

Согласно Гражданскому кодексу РФ семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства. В данном документе регламентированы полномочия опекунов и попечителей, а также органов опеки и попечительства.

Помимо этого, законодательно закреплены такие действия государственных органов власти, как социальная помощь и защита детей, лишившихся опеки родителей, а также детей-сирот. Подобные действия являются частью административно-правового регулирования прав и интересов несовершеннолетних [9].

Согласно теории юридической науки, административно-правовое регулирование представляет собой специфическое воздействие набора конкретных правовых средств на общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере для обеспечения интеграции и безопасности публичных и частных административных прав, законных интересов отдельных лиц, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуются в административно-правовой сфере [8].

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» также является частью административно-правового регулирования защиты прав несовершеннолетних.

В соответствии с данным законом государственные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие в вопросах, связанных с защитой прав и интересов ребенка, посредством принятия соответствующих нормативно-правовых актов, проведения просветительской работы с детьми, оказания юридической помощи при обращении к ним ребенка или его законного представителя.

К элементам административно-правового регулирования относится также Федеральный закон от 24.06.

1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который предусматривает, что комиссия по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (центры содержания под стражей, исправительные учреждения для несовершеннолетних и уголовные инспекции) входят в систему органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Источник: https://moluch.ru/archive/279/62904/

Нормативно-правовая база защиты прав детей

Страница 2 из 2

В последнее десятилетие защита прав и законных интересов детей стала весьма актуальной темой. Особое внимание уделяется социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства.

С этой целью принимаются различные государственные меры по охране интересов этой группы детей.

На сегодняшний день Россия принимает участие как в международных договорах, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории, так и развивает собственное законодательство.

С точки зрения норм международного права, особое значение имеют нормативные документы, принятые Организацией Объединенных Наций.

Женевская декларация прав ребенка (1924), Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989) и другие международно-правовые документы формируют комплекс международных стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей.

Ребенок является субъектом права, однако зависимое положение детей может создавать для них трудности в использовании средств правовой защиты в случае нарушения их прав.

В Конвенции о правах ребенка 1989 года отмечается, что в особом внимании со стороны государства нуждаются дети, живущие в исключительно трудных условиях [1]. К этой категории в первую очередь относятся дети, лишенные своего семейного окружения. или которые не могут оставаться в этом окружении.

Российское законодательство, регулирующее вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на нормах международного права, ибо в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие нормы права в отношении опеки и попечительства, которое устанавливается при отсутствии у несовершеннолетних «родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав» [2].

С целью всестороннего регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением, прекращением опеки и попечительства, в 2008 году был принят ФЗ «Об опеке и попечительстве» [3]. Определены полномочия и ответственность органа исполнительной власти в субъекте РФ, реализующего функции по опеке и попечительству.

Основные направления социальной политики в сфере семьи и детства прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации [4]. Раздел VI Кодекса полностью посвящен формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлению (удочерению), опеке и попечительству, приемной семье.

Прописан порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, их последующего семейного устройства или в случае невозможности передать ребенка на воспитание в семью — в интернатные учреждения.

С целью создания условий для устройства детей в семьи, в соответствии с ФЗ №44-ФЗ [5] сформирован государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, действующий как на федеральном, так и на региональном уровне.

По истечении месяца со дня выявления ребенка, нуждающегося в семейном устройстве, орган опеки и попечительства обязан направить сведения о нем в региональный банк данных о детях, спустя еще один месяц орган исполнительной власти в субъекте РФ направляет информацию о ребенке в федеральный банк данных о детях. В Семейном кодексе также изложены положения, касающиеся материального обеспечения детей-сирот: при усыновлении ребенок сохраняет право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.

Существует мнение о необходимости обновления Семейного кодекса РФ с учетом современных реалий. Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е. Б.

Мизулина утверждает, что следует смещать акцент в сторону защиты семей от незаконного вмешательства, к социальной поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: «Через многочисленные нормы семейного законодательства органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, администрации детских садов и еще порядка семи различных ведомств вправе совершенно законно в любое время вторгаться в жизнь семьи, зачастую бесцеремонно. Они могут практически беспрепятственно попадать в квартиры, отбирать детей, устанавливать над ними контроль, применять меры индивидуальной профилактической работы с родителями, ставить семью на учет, навешивать на нее ярлык «семьи, находящейся в социально опасном положении». Это возмутительно. И, конечно, так быть не должно» [6].

Дополнительные государственные гарантии на образование, медицинское обслуживание, труд, имущество и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Федеральном законе № 159-ФЗ [7]. Всесторонняя социальная защита этой категории детей, прописанная в федеральном законодательстве, на практике финансируется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Каждый регион самостоятельно определяет объем помощи в соответствии с имеющимися ресурсами.

Указом Президента № 761 от 1 июня 2012 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [8]. Для реализации важнейших положений Стратегии, где особое внимание уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусматривается выделение денежных средств из федерального бюджета на исполнение плана первоочередных мероприятий.

  • Принятие федерального закона, запрещающего усыновление российских детей в США («закон Димы Яковлева») [9], вызвало широкий общественный резонанс и неоднозначную реакцию в среде экспертов.
  • Однако по многочисленным данным социологических опросов, российское общество в целом поддерживает эту законодательную инициативу.
  • Тем не менее, общество ждет от государства действий, которые помогут в решении проблемы сиротства в нашей стране.
  • Литература

Источник: https://scienceproblems.ru/normativno-pravovaja-baza/2.html

Правовые основы защиты прав ребенка

В соответствие с п.1 ст.8 СК РФ защита прав детей осуществляется судом, а также государственными органами или органами опеки и попечительства.

Читайте также:  Согласие супруга на покупку недвижимости нотариальное, цена

Судебная защита прав детей осуществляется прямо и косвенно. Говоря о прямой судебной защите, я имею в виду дела непосредственно связанные с семейным воспитанием несовершеннолетних. Это: — определение места жительства детей при раздельном проживании их родителей;

  • — обеспечение права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно от него;
  • — обеспечение права ребенка на общение с близкими родственниками;
  • — лишение родительских прав и восстановление в родительских правах;
  • — ограничение родительских прав и его отмена.
  • Характерная особенность прямой защиты прав детей заключается в том, что здесь налицо спор о праве на семейное воспитание.

Косвенная судебная защита осуществляется с помощью семейного законодательства, например, при взыскании алиментов, установлении отцовства (материнства). Также косвенная защита может осуществляться и с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, уголовного, административного, трудового и других).

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется государственными органами и органами опеки и попечительства ст. 8 СК РФ. К государственным органам относятся:

  1. — Прокуратура;
  2. — Органы внутренних дел.
  3. Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

— предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ);

— предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»;

— непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ;

— внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»;

— опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ».

Органы внутренних дел (ОВД) участвуют в принудительном исполнении решений, которые связанны с отобранием ребенка (ст. 79 СК РФ).

А также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (п. 14 ст. 10 Закона «О милиции»; ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»).

Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу: — с семьями, в которых нарушаются права ребенка;

  • — с родителями, не исполняющими или при ненадлежащем исполнении своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей;
  • — участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье;
  • — в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Органами опеки и попечительства являются органами местного самоуправления. В соответствии со ст.

121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы их устройства, а также осуществляют, последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства:

  1. — предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;
  2. — выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;
  3. — дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;
  4. — дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье;

— участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей ст. 79 СК РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства работу по защите прав несовершеннолетних, как правило, выполняет один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что выполнять удаётся только самую неотложную работу, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений и т.д.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы (Центр социальной помощи семье и детям, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Зарубежный опыт свидетельствует о том, что защиту прав ребенка осуществляют, например, «общинные» центры помощи (США, Англия), семейные «наблюдатели» (Нидерланды) Кравчук Н.В. Деятельность международных органов в защите прав ребенка, предусмотренных семейным законодательством Российской Федерации// Материалы научно-практической конференции.- М.- ИГПАН, 2004, с.20..

Статья 56 СК РФ дает возможность несовершеннолетним самостоятельно защищать свои права, в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет — в суд.

Право ребенка на самозащиту означает обязанность органов, осуществляющих защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц, фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов, которые основаны на международных нормативных актах, являющиеся, в соответствии с ч. 4 ст.

15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

Более того, Конституция РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты ч.3 ст.46 Конституции РФ.

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека.

Источник: https://studbooks.net/1078827/pravo/pravovye_osnovy_zaschity_prav_rebenka

Обзор законодательства в области защиты прав детей — сирот

В российском законодательстве в целом сформирована правовая основа оказания государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства.

Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики.

Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства.

По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип подтверждается Конституцией Российской Федерации и соответствует международным правовым актам ООН по правам человека, что свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье и детям.

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы осуществления опеки и попечительства носит комплексный социально — экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по охране интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы укрепления семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан и прав граждан в сфере усыновления (удочерения), опеки и попечительства над детьми, а также поощрения приемных семей. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

Россия стала широко участвовать в международных договорах гуманитарного характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нормы семейного законодательства, направленные на определение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, установление мер социальной поддержки таких детей, а также всемерную охрану интересов ребенка.

Семейный кодекс Российской Федерации уделяет особое внимание правам и интересам детей. Осуществлению опеки и попечительства посвящена глава Семейного кодекса Российской Федерации. Опекун управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

От его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, в суде.

Кроме того, ведущую роль в области регулирования вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей – инвалидов занимает Федеральный закон от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

  • Вышеназванный федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, медицинское обслуживание, имущество и жилое помещение, а также на труд.
  • В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства составляют предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
  • Установление совместного ведения в этой сфере связано с тем, что защита социальных прав граждан  в полной мере возможна только тогда, когда в ней участвуют государственные органы федерального уровня и субъектов федерации.
  • На федеральном уровне правоотношения в сфере социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей регламентируются целым рядом нормативных правовых актов. В числе основных следует назвать следующие:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;

Источник: https://to23.minjust.ru/node/2912

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector