Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду ?… 
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО. 

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

  • Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.
  • Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка
  • Рис. 3 (Источник)
  • Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка
  • Рис. 4 (Источник)
  • Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка
  • Рис. 5 (Источник)

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цветы, сосна, мячи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением – ударные гласные – находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, – в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография – (от греческого слова: «ортос» – правильный, и «графо» – «пишут») – правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы – слышу И, что писать? И или Е ?

вода, трава – слышу А, что писать? А или О ?

мячи, ряды – слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод – в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон – в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море – моря, стол – столы, слон – слоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят – найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки – к ? тята. Кошка – О, значит котята тоже О.

У тигра – т ? грята. Тигр – И, значит тигрята тоже И.

Вот слон . У него сл ? нята. Слон – О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

  1. 1 шаг:  Произнести проверяемое слово.
  2. Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
  3. Если есть – какие они?
  4. 2 шаг:  Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
  5. 3 шаг:  Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.
  6. 4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.
Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка
Рис. 6. Проверка безударного гласного (Источник) Рис. 7. Проверка безударного гласного (Источник)

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка

Рис. 8. Сова (Источник)

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки – сова или сава? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на совы, Теперь под ударением О, значит, напишем сова. Далее действуем так же.

Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка

Рис. 9. Клёст (Источник)

Как правильно пишется слово разведённый правописание слова, гласные и ударение в слове разведённый проверить слово в орфографическом словаре русского языка

Рис. 10. Дрозд (Источник)

Рис. 11. Журавль (Источник)

Рис. 12. Грач (Источник)

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Рис. 13. Воробей (Источник)

Рис. 14. Соловей (Источник)

Рис. 15. Ворона (Источник)

Рис. 16. Сорока (Источник)

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь (Источник)

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное – не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове – опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук Причиняет много мук. Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.

Рис. 18. Проверка безударного гласного (Источник)

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник). 
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник). 
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
  2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха – какая шапка? (м.ховая – Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая – А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная – Е).
  3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва – слово – О, зв.зда – звезды – Е, ш.ры – шар – А, б.льной – боль – О, ц.почка – цепь – Е.)
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-znakomstvo-s-orfograficheskim-slovaryom

Исследования Яндекса — Сложности русского языка

Поисковую систему часто используют как справочник по правописанию.

Наверняка каждому приходилось вбивать в поисковую строку слово, чтобы узнать, как оно пишется и почему именно так, или фрагмент предложения, чтобы понять, как правильно расставить запятые.

Анализ таких запросов может показать, как люди пишут и какие правила русского языка оказываются наиболее сложными для них — причём не на экзамене, а в повседневной жизни.

Запросы, которые так или иначе касаются правил русского языка, очень разнообразны. Они могут быть сформулированы как вопрос — например, [как правильно писать неженаты] и [орешек или орешик], а могут содержать одно слово, с ошибкой или без — [соориентироваться], [девяносто].

Мы проанализировали запросы, по которым пользователи переходили со страниц результатов поиска на один из популярных ресурсов, посвященных правописанию и правилам русского языка (в том числе различные орфографические словари, Грамота.

ру, Правила русского языка — всего более десяти сайтов).

На количество подобных запросов и их темы сильно влияют школьные занятия, поэтому мы составили две выборки. Одну из сентябрьских запросов, когда уроки уже начались, другую — из августовских, без влияния школы.

Всего в августе пользователи задали более 3,8 миллиона запросов, связанных с правилами русского языка, а в сентябре — более 8,1 миллиона.

Нас больше интересовала грамотность (и неграмотность) взрослых людей, а не школьников, поэтому в основу исследования легли данные за август. Разница между августом и сентябрём показана отдельно.

Для каждого запроса мы определяли основную область, к которой он относится. Всего областей пять. Самая большая — орфография. Три четверти запросов касаются того, как правильно писать различные слова.

Кроме того, есть пунктуация (запросы о знаках препинания), стилистика (вопросы о правильном употреблении слов и образовании форм) и орфоэпия (запросы об ударении и правильном произношении). Запросы из этих четырёх областей можно назвать практическими — они касаются конкретных слов и конкретных проблем.

Также мы выделили вспомогательную теоретическую область — туда попадают поиски словарей и справочников, грамматических характеристик слов, разного рода школьные запросы: формулировки заданий, поиск определённых правил.

ТЕМАТИКА ЗАПРОСОВ О ПРАВОПИСАНИИ

Внутри каждой области мы выделяли конкретные темы. За основу для разбиения по темам взяли «Справочник по правописанию и стилистике» Розенталя, и, поскольку поисковые запросы оказались разнообразнее справочника, добавили некоторые темы из школьной программы. Если на ту или иную тему запросов было очень много, мы разделяли её на более мелкие. Например, большую тему правописание гласных в корне слова разбили на несколько: проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные и так далее.

Для удобства восприятия темы сгруппированы в блоки. Все вопросы о слитном, дефисном или раздельном написании слов относятся к блоку слитно-раздельно, о правописании гласных и согласных — к блоку звуки и буквы, запросы об окончаниях существительных, прилагательных и причастий, а также о различных формах глагола — к блоку словоизменение и т.д.

Наибольшие сложности у пользователей вызывает блок тем о слитном, дефисном и раздельном написании слов — особенно много спрашивают о частицах не- и ни-, наречиях и существительных с предлогами. Почти столько же запросов на различные темы о правописании отдельных букв (например, безударные гласные в корне слова, звонкие и глухие согласные и т.д.).

ОРФОГРАФИЯ

Больше всего проблем у пользователей Яндекса вызывает слитное или раздельное написание частицы не с разными частями речи. Особенно с наречиями.

НЕ И НИ

Много вопросов связано со словами, гласную в корне которых можно проверить, изменяя форму слова или подбирая однокоренные слова. Например, слово «солонка» проверяется словом «соль». Часто пользователи ищут в Яндексе проверочные слова. Похожая тема — со словами, гласную в корне которых проверить нельзя, — занимает 3,4% запросов.

Самой сложной оказалась приставка по-. Большая часть вопросов связана со сравнительными степенями прилагательных — как пишется «побольше», «поменьше», «получше» и другие. Довольно много вопросов про приставки пре- и при-, раз- и рас- — в основном о том, какую из них правильно писать в том или ином слове.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Достаточно много вопросов возникает потому, что сложно определить, чем является то или иное словосочетание — наречием или конструкцией с предлогом, которая пишется раздельно.

К этой теме относятся запросы с предлогами, а случаи однозначно слитного написания попали в слитное, раздельное и дефисное написание наречий (4,1% запросов). Одно из наиболее сложных сочетаний — «не за что».

Кроме того, много вопросов вызывают «до свидания» и «до сих пор».

  • ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАПРОСОВвидетьсмотретьобидетьслышатьдержатьстелитьзависетьненавидетьтерпетьгнатьдышатьбрить
  • вертеть

К этой теме относятся все запросы об изменении глаголов по временам, лицам, числам и родам. Самые частые из них — об окончаниях глаголов второго лица множественного числа в настоящем времени и в повелительном наклонении, а также глаголов II спряжения, особенно глагола «видеть». Любой другой глагол-исключение вызывает в несколько раз меньше вопросов.

Читайте также:  Продажа квартиры с обременением по ипотеке: особенности и порядок сделки

Пунктуация в целом интересует людей гораздо меньше — или про знаки препинания менее удобно задавать поисковые запросы. Про все возможные запятые спрашивают примерно столько же, сколько про не и ни.

Около трети запросов про запятые касается вводных конструкций, ещё треть — пунктуации в сложных предложениях.

Последнюю треть занимают все остальные запятые — в сравнительных, причастных и деепричастных оборотах, при повторяющихся союзах, однородных членах предложения и так далее.

Остальным знакам препинания посвящено менее одного процента запросов о правописании. Либо про них всем всё понятно, либо их просто почти не используют.

Важная тема — около 4% запросов — словоупотребление. Сложности связаны в основном с выбором одного слова из двух вариантов — один из них может быть просторечным или устаревшим либо оба могут использоваться равноправно. Некоторые проблемы, которые видны в таких запросах, действительно часто обсуждаются.

Например: [был надет или был одет], [есть ли слово кушать в русском языке], [в украине или на украине], [извиняюсь или извините как правильно], [ихний есть ли такое слово].

Кроме того, часть запросов о словоупотреблении касается выбора рода: [заявитель или заявительница], [автор в женском роде], [заведующая или заведующий библиотекой].

Заметны ещё две стилистические темы. Первая — выбор падежной формы после предлога или глагола: [не обращаю внимание или внимания], [согласно письму или письма].

Особенно много сложностей вызывает предлог «согласно».

И вторая — образование форм множественного числа — [шлем во множественном числе], [протоколы или протокола], [как правильно носков или носок чулок или чулков]. Тут лидируют договоры и носки с чулками.

https://www.youtube.com/watch?v=MG-9yi-82gg

В целом, о распространённых сложных случаях, которые попадают на демотиваторы и в различные списки «самых раздражающих ошибок», спрашивают не так часто, как можно было бы ожидать.

Менее 2% запросов посвящено употреблению мягкого знака в глагольных формах — иными словами, –тся и –ться, менее 1% — слитному или раздельному написанию «тоже» и «также». Запросов на остальные животрепещущие темы ещё меньше.

Примерный топ самых раздражающих ошибок может выглядеть так:

  1. -тся и -ться
  2. тоже и также
  3. прийти или придти
  4. разница между надеть и одеть
  5. в течение и в течении
  6. договоры или договора
  7. извините или извените
  8. в общем, вообщем, вобщем и другие варианты
  9. ударение в слове звонить
  10. существование слова ихний

И, к сожалению, практически никто не спрашивает про Таиланд.

Пользователи спрашивают о правописании всех частей речи. Больше всего запросов о глаголах и существительных, а вот на третьем месте — частицы. В первую очередь это не, кроме того, часто спрашивают, как писать частицы то, либо, нибудь и же.

ЧАСТИ РЕЧИ

Влияние школьников, вернувшихся с каникул, действительно сильно заметно. Во-первых, запросов о правилах русского языка становится в два раза больше.

Во-вторых, график активности по времени суток приобретает характерный «школьный» вид: утро буднего дня практически не отличается от августовского, зато после 12 часов количество запросов начинает резко расти — дети как раз возвращаются из школ и делают домашнее задание.

Можно даже предположить, что небольшой провал между четырьмя и шестью соответствует тому времени, когда отличники уже всё сделали, а двоечники ещё не начинали. К двенадцати все дети ложатся спать, и ночной интерес к правописанию в сентябре и августе не различается.

ЗАПРОСЫ О ПРАВОПИСАНИИ В АВГУСТЕ И СЕНТЯБРЕ

Тематика запросов тоже меняется. Теоретических запросов становится в 6 раз больше — в сентябре они составляют четверть от всех запросов о правилах русского языка. Появляются запросы с различными школьными упражнениями.

Например, в августе запросов о разборах — морфологическом, фонетическом или по составу слова — практически нет совсем, а в сентябре их уже 3%. Вторая школьная область — орфоэпия.

Количество запросов о правильном произношении и ударениях увеличивается в 3,5 раза, их доля вырастает с 3% в августе до 5% в сентябре. Доли остальных областей соответственно падают.

Среди конкретных тем школьно-сентябрьскими можно назвать гласные в корне слова — проверяемые и непроверяемые, их доли растут сильнее всего. Вообще топы сложных тем в августе и сентябре отличаются.

август сентябрь
не и ни проверяемые безударные гласные
проверяемые безударные гласные ударение
правописание приставок непроверяемые безударные гласные
предлог или нет не и ни
спряжение глаголов предлог или нет
слитное, раздельное и дефисное написание наречий правописание приставок
словоупотребление слитное, раздельное и дефисное написание наречий
непроверяемые безударные гласные спряжение глаголов
сложные слова непроизносимые согласные
ударение н или нн

Н. Б. Кошкарева

председатель Экспертного совета Тотального диктанта, профессор Новосибирского государственного университета

«По статистике Тотального диктанта, в 2015 году самой сложной темой в диктанте оказалась пунктуационная: «Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях». По данным поиска Яндекса, люди гораздо реже спрашивают поиск о пунктуации, чем об орфографии. Запросов о вводных словах больше, чем на любую другую тему, связанную с пунктуацией (2,7% запросов о правописании), однако она не входит даже в десятку тем, вызывающих больше всего вопросов.На втором и третьем месте в Тотальном диктанте по количеству пунктуационных ошибок находятся правила на оформление прямой речи и конструкций, ошибочно принимаемых за прямую речь (суммарно 2,84% ошибок), и знаки препинания при союзе и в сложносочиненном предложении и между однородными членами (2,83% ошибок). В поиске эти темы вообще практически незаметны. Возможно, в обычной речи людям редко приходится думать о правильном оформлении прямой речи, а поисковый запрос относительно знаков препинания между однородными членами не так просто сформулировать, поэтому ищут просто [знаки препинания в сложном предложении].

Больше всего орфографических ошибок в Тотальном диктанте 2015 года люди допустили на правила «Проверяемые гласные в корне слова» и «Правописание „не“».

Это совпадает с данными исследования Яндекса — именно эти две темы вызывают больше всего вопросов (соответственно 5,7% и 7,1% от всех запросов о правописании).

Большее количество ошибок в словах с проверяемыми гласными в диктанте показывает, скорее, высокую частотность таких слов в тексте».

Источник: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_spelling

Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры

Главная > Русский язык > Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова.

Примеры привести несложно: дверной — двери, зеркальный — зеркало, писать — пишет.

Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных:

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры — арбуз, человек, чеснок, поролон, календарь, пакет и многие другие.

Это интересно: «цыплят по осени считают» — значение пословицы.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия, информация, филармония, церемония, экономика, математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов:

  • от ударения: сгорает — гарь, заря — зори;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать — выдернул, застилает — застелет;
  • от согласного в конце корня: растительность — заросли — отращивать;
  • от смысла: обмакнул — промок.

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка — короб, прямой — прямо, цветок — цвет.

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением:

  • щека — щёки;
  • колбаса — колбасный;
  • пекарня — пекарь;
  • грибной — гриб;
  • цепочка — цепь.

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать:

  1. Нельзя использовать для проверки глаголы несовершенного вида (в которых присутствуют суффиксы — ыва— или —ива-). В этом случае происходит чередование: поздний — опаздывать, ловить — вылавливать, кормить — прикармливать.
  2. Не следует подбирать слова с неполногласными ударными сочетаниями —ла— или —ра— для проверки корней с полногласными —оло— или —оро-: укоротить — краткий, головной — глава, холодильник — прохладительный.
  3. Нужно обязательно учитывать лексическое значение в случае омонимичных (похожих по написанию и произношению) корней: спишу — спишет (в значении переписывать что-либо), но спешу — спешка (в значении спешить, торопиться). Аналогично следует учитывать значение в словах частота — чистота, посветить — посвятить и др.
  4. Если речь идёт о слове иноязычного происхождения, лучше всё равно уточнить его написание в словаре. Встречается большое количество лексических единиц, правописание которых не поддаётся правилам русского языка: магнит — магнетизм, дезинфекция — дезинфицировать.

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения:

  • стекло — стёкла;
  • окно — окна;
  • часы — час;
  • столы — стол;
  • зелёный — зелень;
  • на полу — пол;
  • зеркало — зеркальный;
  • деревянный — дерево, деревья;
  • стена — стены;
  • тепло — тёплый.

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть, замирать, понимание.

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить:

  • шелестеть — шелест;
  • избежать — бег;
  • охранять — охрана;
  • волнистый — волны;
  • молоко — молочный.

Слова абонемент, шоколад, директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова:

  • девчонка — девочка;
  • вскочила — отскок (не отскакивать, т. к. это глагол с суффиксом —ива-);
  • выглянула — выглядывать;
  • окно — окна;
  • синевой — синий;
  • удивительно — дивный;
  • освежающий — свежий;
  • семейство — семьи;
  • продолжало — продолжить;
  • вздохнула — вздох;
  • лениво — лень.
Читайте также:  Каковы основания и порядок лишения или ограничения родительских прав

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания.

Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц.

Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-proveryat-bezudarnuyu-glasnuyu-v-korne-slova-pravila-i-primery.html

Правила орфографии

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место.

Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.

– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова.

Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта).

Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

  • Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.
  • Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.
  • Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.
  • Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.

: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Источник: http://russkiepravila.ru/pravila-orfografii.html

Орфографический онлайн-словарь

Словарь помогает верно образовать грамматические формы слов, определить, куда ставить ударение. Помимо этого, дает характеристики букв и звуков, что добавляет ценность ресурсу и делает полезным при фонетическом разборе слов.

Этот орфографический онлайн-словарь предназначается как для носителей русского языка, так и для иностранных граждан. Он окажется полезным школьникам, студентам и преподавателям. Словарь выступает руководством к правильному произношению и грамотному написанию слов литературного русского языка.

Состав словаря

Современный русский язык характеризуется обширным лексическим составом: ни одному словарю не включить в себя полный запас слов. Авторы этого онлайн-источника и не ставили перед собой такой задачи.

При отборе слов предпочтение отдавалось тем, в которых чаще допускаются ошибки. Составители учитывали и современное состояние языка: выбор пал на те слова, которые часто употребляются в речи людей.

Не включается узкопрофессиональные термины, диалектные слова из местных говоров и устаревшая лексика.

Рекомендации, которые содержит этот словарь, учитывают действующие правила орфографии и орфоэпии: современные нормы написания и произношения.

Словарные слова по темам

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

В электронном словаре создан понятный сервис по поиску нужных слов.

При введении начала слова в поисковую строку появляются варианты, которые входят в словник. Тут же предоставляется возможность полюбопытствовать, какие запросы сегодня вводили другие пользователи.

Если навести курсор на слово из списка и нажать клавишу мыши, произойдет переход в словарную статью.

Структура словарной статьи

Строение словаря и структуры статей выполнены по единому образцу. В первой строке крупным шрифтом дается заглавная единица, искомое слово, в основной форме.

Ниже приводится норма написания и звуко-буквенная характеристика. Буквы описываются по принадлежности к гласным и согласным. Сначала перечисляется, какие гласные ударные, а какие безударные, но без учета произношения последних. Таким образом, характеризуются буквы, а не звуки.

Кроме перечисления согласных букв, описываются звуки, фонемы, которые они обозначают. Фонемы разделяются на группы по признаку глухости-звонкости. При описании звучности согласных авторами сознательно не учитываются оглушение и озвончение парных звуков.

После этого указывается суммарно, сколько букв и слогов в слове, количество гласных и согласных.

В конце словарной статьи приводятся нормативные формы описываемого слова. Для существительных – окончание в родительном падеже.

Иногда указываются окончания в других падежах, потому что отличаются от общепринятых правил, тогда падеж помечается.

Для прилагательных называются краткие формы, которые вызывают затруднение, единично даются указания на словообразование. Для глаголов выделяются окончания в форме 1 и 3 лица единственного числа.

Ударение

Словарь показывает акцентологические нормы русского языка: на какой слог ставится ударение. Ударные буквы в заглавном слове выделяются графически: красным цветом и надстрочным знаком.

Ниже дается словесное описание ударных и безударных гласных букв, что исключает недопонимание или другое толкование. Русское ударение подвижно, иногда при изменении формы переходит на другие слоги.

Это учитывается составителями и указывается при необходимости в последней строке словарной статьи.

В словаре приводятся варианты ударений в тех случаях, когда допускается разное произношение: например, в слове «творог». В составных словах, которые пишутся через дефис, отмечаются два ударения, одно из них основное, второе – побочное: например, в местоимении «кое-как».

Используемые сокращения

  • ед. – единственное число
  • мн. – множественное число
  • кр.ф. – краткая форма
  • р. – родительный падеж
  • тв. – творительный падеж

Источник: https://spellingonline.ru/

Орфографический словарь русского языка

ОБЪЕМ СЛОВАРЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВНИКА

Новый «Русский орфографический словарь», являясь нормативным справочником для самого широкого круга пользователей, отражает лексику русского литературного языка середины 90-х годов XX века.

Наряду с активной общеупотребительной лексикой в словарь включаются просторечные, диалектные (областные), жаргонные, устарелые слова, историзмы — в той мере, в какой эти категории слов отражаются в художественной литературе, в газетно-публицистической и разговорной речи.

Значительное место в словаре занимает специальная терминология различных областей научного знания и практической деятельности.

Словарь подготовлен в секторе орфографии и орфоэпии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. В работе над словарем на разных этапах принимали участие Е. В. Бешенкова, С. Н. Борунова, Л. П. Калакуцкая, Н. В. Мамина, И. В. Нечаева.

Словарь дает правильные написания слов и их форм, а также некоторых типов словесных соединений, так или иначе соотносительных со словами. К таким соединениям относятся, напр.

, раздельно и дефисно пишущиеся сочетания слов, сходные по структуре и значению со слитно пишущимися словами (хлеб-соль, ракета-носитель, читаный-перечитаный, жизненно важный), предложно-падежные сочетания, сходные с наречиями (в принципе, в розницу, на ходу, по привычке), составные наименования, в которых одно слово (или более) пишется с прописной буквы (Государственная дума, Чёрное море).

По сравнению с «Орфографическим словарем русского языка», выходившим в 1956 — 1998 гг. (издания 1 — 33), словник данного словаря значительно расширен (со 100 до 160 тыс. единиц).

Особое внимание обращено на лексику тех понятийных сфер, которые актуализировались в последние годы: прежде всего, на церковно-религиозную лексику, терминологию рынка, бизнеса, банковского дела, программирования, вычислительной техники и др.

Круг нарицательной лексики пополнен разнообразными новыми словами и выражениями, характерными для современной газетно-публицистической, разговорной речи и просторечия. Существенно увеличена представленность производных слов. Расширен круг помещаемых в словарь раздельно пишущихся (неоднословных) единиц, и в первую очередь — функциональных эквивалентов слова.

  • Принципиальным отличием нового словаря от «Орфографического словаря русского языка» является привлечение слов, пишущихся с прописной буквы (авторы предыдущего словаря не ставили целью отражение таких написаний).
  • В качестве самостоятельных словарных единиц в «Русском орфографическом словаре» представлены следующие категории пишущихся с прописной буквы слов и их сочетаний:
  • 1) собственные имена (личные, литературные, мифологические, географические), употребляемые также в нарицательном смысле, напр.: Гамлет, Гаргантюа, Плюшкин, Митрофанушка, Мюнхаузен, Аполлон, Немезида, Кассандра, Фемида, Ротшильд, Ювенал, Мекка, Вандея, Хиросима, Чернобыль, Черемушки;
  • 2) названия священных понятий религии, напр.: Господь, Богородица, Библия, Евангелие, Коран, Священное Писание, Рождество, Сретение, Воздвижение, Бог Отец, Святые Дары, Матерь Божия, Воскресение Христово, Гроб Господень;
  • 3) названия исторических эпох, напр.: Реформация, Рисорджименто, Кватроченто, Проторенессанс;
  • 4) географические и другие наименования, образованные по словообразовательным моделям нарицательных слов, напр.: Подмосковье, Поволжье, Закавказье, Оренбуржье, Орловщина, Вологодчина, Подкаменная Тунгуска, Водовзводная башня, (Андрей) Первозванный, (Симеон) Богоприимец;
  • 5) собственные имена (личные, мифологические, географические), выступающие в составе устойчивых сочетаний — таких, как напр.: закон Архимеда, закон Бойля-Мариотта, бином Ньютона, азбука Морзе, счетчик Гейгера, автомат Калашникова, суд Линча, клятва Гиппократа, болезнь Боткина, двуликий Янус, Фома неверный; между Сциллой и Харибдой, перейти Рубикон, кануть в Лету; куда Макар телят не гонял; Иваны, не помнящие родства; по Гринвичу, по Цельсию, по шкале Рихтера (соответствующие сочетания можно найти в корпусе словаря на слова, пишущиеся в этих сочетаниях с прописной буквы);
Читайте также:  Согласие на усыновление ребенка другим человеком от матери, от отца, образец заявления

6) составные наименования (географические, астрономические, названия исторических лиц, мифологических и литературных персонажей, исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, организаций и учреждений, государств и государственных объединений), включающие в свой состав нарицательные имена (в том числе слова, употребляемые не в собственном прямом значении), напр.

: Москва-река, Средиземное море, Сергиев Посад, Царское Село, Дальний Восток, Великая Китайская стена, Страна восходящего солнца, Вечный город, Золотая Орда, Поклонная гора, Млечный Путь, Петр Великий, Иван Царевич, Змей Горыныч, Средние века, Первая мировая война, Варфоломеевская ночь, Куликовская битва, Тайная вечеря, Страстная неделя, Великий пост, Ильин день, Троицын день, Новый год, Первое мая, Парижская коммуна, Организация Объединенных Наций, Российская Федерация, Содружество Независимых Государств, Федеральное собрание, Государственная дума.

Приводимые в словаре составные наименования с повторяющимися первыми компонентами типа Государственный, Международный, Всемирный, Всероссийский, Московский, Центральный, Дом, День, Музей, а также Северо-, Южно— и т. п.

следует рассматривать как примеры, указывающие на характер написания больших групп однотипных наименований. Составные наименования и другие устойчивые сочетания, не содержащие слов, пишущихся с прописной буквы (напр.

, железная дорога, черная магия, злоба дня), в словаре не приводятся, если входящие в них слова присутствуют на своих алфавитных местах как отдельные словарные единицы, а раздельное и со строчной буквы написание таких сочетаний не представляет проблемы.

Имена различных тематических групп (в том числе перечисленных выше), пишущиеся как с прописной, так и со строчной буквы, подаются в словаре в обоих орфографических вариантах с соответствующими необходимыми пояснениями. Таковы, напр.

, статьи: водоле'й, -я (водолив) и Водоле'й, -я (созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим знаком); просвеще'ние, -я (распространение знаний, образования) и Просвеще'ние, -я (ист.

эпоха, идейное течение); Дульцине'я, -и (лит. персонаж) и дульцине'я, -и (обожаемая женщина, ирон.); см.

также Север, Восток, Солнце, Луна, Земля, Дева, Стрелец, Бог, Творец, Божество, Божественный, Боже, Господи, Крещение, Троица, Голгофа, Содом и Гоморра, Олимп, Амур, Эрос, Геркулес, Геркулесовы столбы, Кремль, Черноземье, Октябрь, Февраль, Средневековье, Ренессанс, Камчатка, Хохлома, Палех, Дед Мороз, Дон Кихот, Робинзон, Арлекин, Жучка и т. п.

Из аббревиатур, пишущихся прописными буквами, в качестве самостоятельных словарных единиц приводятся лишь те, которые имеют нарицательный смысл, напр.

: ГЭС, ЭВМ, СПИД, ДСП, УЗИ, ВТЭК; то же относится к сложным словам и составным наименованиям с такими аббревиатурными компонентами: микроГЭС, мини-ЭВМ, МГД-генератор, УВЧ-терапия, УКВ-передатчик, ДНК-содержащий и т.п.

Широко представлены в словаре слова, производные от собственных имен — напр.

, прилагательные от географических и астрономических названий (балхашский, венесуэльский, волоколамский, карагандинский, пензенский, окский, угандийский, юпитерианский), от личных имен и фамилий (петровский, шекспировский, вальтерскоттовский, кирилло-мефодиевский, вердиевский, моцартовский, моцартианский, викторианский; слова типа Гомеров, Марксов), от названий организаций, учреждений, обществ и т. п., в том числе аббревиатурных (ооновский, гулаговский, тассовский, энкавэдэшный, уралмашевский, опоязовский, известинский, динамовский), названия жителей населенных пунктов и стран (ростовчане, екатеринбуржцы, туляки, лосанджелесцы, боливийцы), членов организаций, группировок, обществ, последователей общественно-политических, философских и др. течений (кагэбэшник, гэбист, цековец, мхатовец, спартаковец, голлист, штейнерианец) и др. разряды образований от собственных имен (напр., епиходовщина, смердяковщина, лермонтовед, цветаевед).

При всех прилагательных, производных от собственных имен, так же как и при некоторых существительных, указывается в скобках производящее слово — собственное имя, напр.

: ри'жский (от Ри'га), цеэско'вский (от ЦСКА), мириску'сник (от «Ми'р иску'сства»). Таким образом, многие разряды собственных имен (географических, личных и др.

), хотя и не представлены в основном корпусе словаря в качестве самостоятельных единиц, присутствуют в нем при производных словах.

Фирменные наименования средств передвижения типа боинг, жигули, мерседес, линкольн приводятся в словаре в бытовом варианте их употребления — без кавычек и, как правило, со строчной буквы.

В качестве приложений к словарю выделены: 1) список личных имен, 2) список употребительных в современной письменной практике графических сокращений.

Предисловие ко 2-му изданию

Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук подготовил второе, исправленное и дополненное, издание «Русского орфографического словаря», объем которого (около 180 тысяч слов) существенно превосходит все предшествующие издания орфографических словарей.

Словарь является нормативным справочником, отражающим с возможной полнотой лексику русского языка начала третьего тысячелетия и регламентирующим ее правописание. По сравнению с предшествующим изданием 1999 г. словарь увеличился в объеме примерно на 20 тысяч слов.

Дополнительный материал представляет прежде всего новую лексику, закрепившуюся в словоупотреблении в последние годы. Таковы, например, ряды слов с новыми первыми частями интернет—, веб—, пиар—, онлайн— и др. Значительно пополнены ряды слов с первыми частями бизнес-, видео…, медиа…, мини , нарко…, рок , поп , ретро…, пост…, спец…, супер… и др.

Появились в словаре и такие слова, как аквапарк, альтернативщик, баннер, бренд, мачо, сомелье, тренд, тьютор, фитнес, хай-тек, чат, чарт и т. п., и производные от них. Словарь пополнен рядом ранее не включавшихся в общие словари терминов, относящихся к бизнесу и рынку, к политике, медицине, спорту и другим областям жизни.

Поскольку употребление таких терминов активизировалось, их нормативный орфографический облик должен фиксироваться не только в специальных терминологических словарях.

Помимо этих групп слов, в словарь вошли старые слова, встречающиеся преимущественно в художественной литературе, в том числе некоторое количество устарелых и областных слов (в частности, отраженных в вышедших томах 2-го издания академического «Словаря современного русского литературного языка») и производные слова разных словообразовательных типов.

Значительно увеличено количество представленных в словаре дефисно и раздельно пишущихся составных образований — прилагательных, существительных, в том числе включающих в свой состав тире (например, научный сотрудник — консультант, учебный комплекс — школа, судья — руководитель боя), наречий, составных союзов. Гораздо больше стало словарных статей, посвященных повторяющимся первым компонентам сложных и сложносокращенных слов — таким, как кибер…, погран…, фарм…, фин…, эвако…, эко…, экзо…, эндо… и другие.

В необходимых случаях в соответствии с принципами, сформулированными в первом издании словаря, упорядочена и унифицирована словарная разработка однотипных слов (подача тех или иных необходимых форм, добавление подтолкований — прежде всего при столкновении омонимов, паронимов), расширен круг слов, которые могут писаться не только со строчной, но и с прописной буквы. Исправлены погрешности технического характера, замеченные в первом издании. Второе издание словаря основывается на действующих «Правилах русской орфографии и пунктуации», утвержденных в 1956 году, — за исключением устаревших рекомендаций этих правил, которые расходятся с современной практикой письма (прежде всего это относится к употреблению прописных букв).

Результаты научной дискуссии, последовавшей за выпуском первого издания «Русского орфографического словаря», позволили существенно уточнить предлагавшиеся в этом издании изменения в написании некоторых слов, отказавшись от опережающих практику письма рекомендаций.

Так, было сочтено целесообразным вернуться к дефисным написаниям слов типа вальтер-скоттовский, и по их образцу в настоящем издании нормализуются и однотипные новые (впервые появившиеся в первом издании) слова жюль-верновский, марк-твеновский и т. п.

Точно так же возвращение к раздельному написанию сочетаний типа дурак дураком потребовало сходного написания в сочетаниях бобыль бобылём, мужик мужиком, растяпа растяпой.

В соответствии с традицией, написания музыкальных терминов типа до мажор, ля минор, ре-бемоль мажор, ре-диез минор даются в их привычной форме, т. е. с раздельным написанием компонентов мажор и минор, хотя в соответствии с той же традицией (лишенной, надо отметить, лингвистической логики) написания компонентов  —мажорный и  —минорный в соответствующих прилагательных остаются дефисными. Отдельные немногочисленные инновации первого издания сохраняются и во втором — в тех случаях, когда написания, предлагавшиеся в словарях до 1999 г., оказываются не соответствующими господствующей орфографической практике и принципам орфографической нормализации. Так, например, юридический термин трасология пишется как с одним, так и с двумя с. И то, и другое написание возможно. Написание с одним с этимологически правильно (от фр. tras), а написание с двумя сс объединяет данное слово с другими, восходящими к тому же корню словами (ср. трасса). В старых орфографических словарях давалось написание с двумя сс. По нашим данным, в современной письменной практике написание с одним с преобладает, и поэтому в данном случае целесообразно в качестве унифицированной дать более распространенную и этимологически правильную орфограмму с одним с. Приведем еще один пример. Слова контрасигнация и контрасигнованный — финансовые и юридические термины, которые пишутся в разных источниках по-разному. Словарь рекомендует написание с одним с, так как эти слова связаны не с ассигнация, ассигновать, а со словами контрасигнатура, контрасигнировать (от лат. signare ‘подписывать’). Исходя из действующих правил и отражая современную практику письма, «Русский орфографический словарь» дает рекомендации по единообразному, унифицированному написанию новых слов — в этом одна из его важнейших задач. Для слов, орфографически не вполне еще устоявшихся, такие рекомендации опираются на орфографический прецедент. Например, сложные слова с первой частью медиа… (медиахолдинг, медиаподдержка и т. п.) предлагается писать слитно по образцу других рядов сложных слов с первыми частями на гласную: авиа…, авто…, гидро…, видео…, метео…, радио… и многими другими; в словах с приставками пост… и супер… писать перед йотированными гласными твердый знак (постъядерный, постъельцинский, суперъяхта), как в словах со всеми другими приставками такого типа. Слово риелтор предлагается писать с буквой е по образцу слов типа диета, диез, пациент, абитуриент (везде после и — буква е); слово офшор — с одним ф по образцу таких англицизмов с той же начальной частью, как офис, офсет, офсайд; слово карате — с буквой е на конце, как в словах кашне, пюре, шоссе, резюме, варьете и т. п. Авторы будут признательны всем, кто пришлет свои замечания и предложения по поводу второго издания словаря. Наш адрес: 119019, Москва, Волхонка, 18/2, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Источник: http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/orfograficheskij/orfograficheskij-predislovie.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector