Согласно
с п.1 ст.11 Федерального закона № 48-ФЗ1¹
опека и попечительство определяют в
случаях, предусмотренных Гражданским
кодексом Российской Федерации, а в
отношении несовершеннолетних граждан
также в случаях, определенных Семейным
кодексом Российской Федерации.
Следовательно,
основой установления опеки и попечительства
над детьми является факт утраты ими по
тем или иным причинам родительского
попечения. Опека и попечительство над
детьми преследуют две основные цели:
а)
воспитание детей, оставшихся без
попечения родителей;
б)
защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей (п.1 ст.145 СК, п.1
ст.31 ГК³).
Законодательством
определено, что опека устанавливается
над малолетними детьми, т.е. детьми, не
достигшими четырнадцати лет (п.2 ст.145
СК и п.1 ст.32 ГК), а попечительство — над
несовершеннолетними детьми в возрасте
от четырнадцати до восемнадцати лет
(п.2 ст.145 СК и п.1 ст.
33 ГК). Прежде, до
вступления в действие части первой ГК
(т.е. до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась
над несовершеннолетними, не достигшими
возраста пятнадцати лет, а попечительство
— над несовершеннолетними в возрасте
от пятнадцати до восемнадцати лет (ч.1
ст.121 КоБС)1.
Деление
понятий опеки и попечительства не играет
значения в отрасли воспитания и
образования подопечных детей, но
немаловажно в сфере защиты опекунами
(попечителями) их личных и имущественных
прав и интересов, что в некотором смысле
определяется отличиями в содержании
дееспособности несовершеннолетних в
возрасте до четырнадцати лет и от
четырнадцати до восемнадцати лет. В
гражданско-правовой сфере
опека
и попечительство рассматриваются как
методы восполнения дееспособности
граждан (частичной или неполной).
Как
известно, малолетние в возрасте от шести
до четырнадцати лет вправе собственнолично
совершать только крайне узкий
круг сделок: мелкие бытовые сделки,
сделки, нацеленные
на безвозмездное получение выгоды, не
требующие нотариального удостоверения
или государственной регистрации, кроме
того, сделки по распоряжению средствами,
предоставленными законным представителем
или с его согласия третьим лицом для
определенной цели или для свободного
распоряжения. Все же остальные сделки
за несовершеннолетних, не достигших
возраста четырнадцати лет, исполняет
его опекун как законный представитель
(п.2 ст.28 ГК). Благодаря опекуну ребенок,
оставшийся без попечения родителей,
может быть участником любого гражданского
правоотношения. Несовершеннолетние в
возрасте от четырнадцати до восемнадцати
лет имеют
гораздо больший объем дееспособности
в гражданско-правовой сфере, чем
малолетние. Они вправесобственнолично
совершать те же сделки, что и
несовершеннолетние в возрасте от шести
до четырнадцати лет, а кроме того, они
могут без согласия попечителей
распоряжаться своим заработком,
стипендией и иными доходами, осуществлять
права автора произведений науки,
литературы или искусства, изобретения
или иного охраняемого законом результата
своей интеллектуальной деятельности,
а также в соответствии с законодательством
вносить вклады в кредитные учреждения
и распоряжаться ими. Для совершения
других сделок подопечному в возрасте
от четырнадцати до восемнадцати лет
необходимо письменное согласие законного
представителя — попечителя (п.1, 2 ст.26
ГК). Таким образом, попечитель призван
проявлять помощь несовершеннолетнему
подопечному в реализации его прав в
гражданско-правовой сфере.
В
отличие от ранее действовавшего
законодательства (ст.119 КоБС) процесс
установления и прекращения опеки и
попечительства над несовершеннолетними
детьми СК уже не регулируется, как не
относящийся напрямую к семейным
отношениям.
Установление и прекращение
опеки или попечительства над детьми
устанавливаются ГК и согласно п.1 ст.35
относятся к компетенции органа опеки
и попечительства по месту жительства
детей, имеющих необходимость в опеке
и попечительстве.
Согласно
п.1 ст.11 Федерального закона № 48-ФЗ опека
и попечительство определяются в случаях,
предусмотренных Гражданским кодексом
Российской Федерации, а в отношении
несовершеннолетних граждан также в
случаях, установленных Семейным кодексом
Российской Федерации. Статья 32 ГК РФ
регулирует порядок установления опеки.
Статья 33 ГК РФ определяет порядок
установления попечительства.
Орган
опеки и попечительства по месту жительства
ребенка определяет опекуна или попечителя
ребенку в течение месяца с момента,
когда стал известен факт о необходимости
установления опеки или попечительства
над ним.
При наличии определенных
обстоятельств (например, ребенок уже
проживает в семье кандидата в опекуны,
попечители) опекун или попечитель может
быть назначен органом опеки и попечительства
также и по месту жительства опекуна
(попечителя).
Если ребенку, нуждающемуся
в опеке или попечительстве, в течение
месяца не назначен опекун или попечитель,
исполнение обязанностей опекуна или
попечителя на какое-то время возлагается
непосредственно на орган опеки и
попечительства. Назначение опекуна или
попечителя может быть обжаловано
заинтересованными лицами в суде.
-
При
решении органом опеки и попечительства
вопроса о назначении лица опекуном или
попечителем ребенка должны учитываться
также следующие обстоятельства: -
а)
способность лица к выполнению обязанностей
опекуна (попечителя); -
б)
его личные и нравственные качества; -
в)
отношения между ним и ребенком, нуждающимся
в опеке или попечительстве; -
г)
отношение к ребенку членов семьи опекуна
(попечителя);
д)
если это возможно, желание самого ребенка
(п.3 ст.35 ГК, п.2 ст.146 СК).
Аспекты,
по которым должна оцениваться способность
лица к выполнению обязанностей опекуна
(попечителя), законодательно не
установлены, что подразумевает
обязательность индивидуального подхода
к решению данной задачи в каждом
конкретном случае с учетом обстоятельств
различного характера (возраст опекуна,
попечителя, образование, род занятий и
т.п.).
Бесспорно,
что функции опекуна (попечителя)
элементарнее
выполнять человеку, имеющему определенные
навыки воспитания собственных детей
либо располагающему необходимыми для
этого качествами в силу своего жизненного
опыта, образования либо специальной
подготовки. Очень много зависит и от
сложившихся у претендентов в опекуны
(попечители) отношений с ребенком,
поскольку доброта, искренность, чуткость
и взаимопонимание дают
возможность
компенсировать отсутствие у опекуна
(попечителя) специального образования.
Нововведением
в Семейном Кодексе является установление
необходимости учета отношения, к ребенку
членов семьи будущего опекуна (попечителя)
и их стремления
участвовать в его воспитании (супруг
опекуна, попечителя, родители, дети).
Данное требование является аргументированным
и вызвано желанием организовать для
опекаемого ребенка наиболее благожелательную
обстановку со стороны членов семьи
опекуна (попечителя), без чего нелегко
решать вопросы воспитания и развития
ребенка в новых для него условиях.
Так,
орган опеки и попечительства должен
учитывать и стремление и желание самого
ребенка, особенно когда ребенок в силу
возраста и уровня развития в состоянии
его сознательно выразить, хотя это
требование и не является неукоснительным.
В отличие от усыновления при передаче
ребенка под опеку (попечительство) его
желание или нежелание иметь своим
опекуном (попечителем) определенное
лицо правового значения не имеет, даже
если ребенку исполнилось десять лет.
Но
в ситуации, когда ребенок негативно
относится к кандидату в опекуны
(попечители), существенно выяснить
причины такого отношения и вынести
решение по возможности с учетом мнения
ребенка.
Предъявляемые требования к
личности опекуна или попечителя,
устанавливаются Гражданским кодексом
Российской Федерации, а при установлении
опеки или попечительства в отношении
несовершеннолетних граждан также
Семейным кодексом Российской Федерации.
Выполнение
предусмотренных ГК и СК¹требований к личности опекуна (попечителя)ориентировано
не только на предоставление
выполнения им своих обязанностей, но и
наустранение
возможных фактов насилия, оскорбления
и других противоправных действий в
отношении детей, находящихся под опекой
(попечительством), со стороны опекуна
(попечителя) или членов его семьи.
Опекунами
(попечителями) на практике чаще всего
назначаются близкие родственники
ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя,
брат, сестра и т.п.
), тогда удается наиболее
оптимально учесть требования к личности
опекуна (попечителя) и желание самого
ребенка.
В данном случае в законе не
имеет каких-либо исключений, позволяющих
принять решение о назначении родственника
ребенка его опекуном (попечителем) при
наличии предусмотренных законодательством
препятствий.
Орган
опеки и попечительства может назначить
ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе
самих родителей, если они по каким-либо
причинам (длительная командировка,
болезнь и т.п.) не могут лично осуществлять
воспитание ребенка. При этом родители
могут предложить органу опеки и
попечительства кандидатуру опекуна
(попечителя).
Права
и обязанности опекуна (попечителя)
возникают с момента вынесения органом
опеки и попечительства решения о его
назначении.
Опекуну (попечителю) выдается
опекунское удостоверение, ему разъясняются
его права и обязанности, передаются
необходимые документы подопечного.
В
дальнейшем орган опеки и попечительства
обязан осуществлять постоянный контроль
за деятельностью опекунов (попечителей)
и оказывать им необходимую помощь в
воспитании подопечных и решении других
вопросов.
Источник: https://studfile.net/preview/1728775/page:3/
Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми
В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 и 145 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными.
Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.
), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК; п. 3 ст. 31 ГК).
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 45 СК; п. 1 ст. 31 ГК).
Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п. 1 ст. 32 ГК), апопечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п. 2 ст. 145 СК и п.
1 ст. 33 ГК). Ранее, до введения в действие части первой ГК (то есть до 1 января 1995 г.), опека устанавливалась над несовершеннолетними, не достигшими возраста пятнадцати лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет (ч. 1 ст. 121 КоБС).
Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленной законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, совершает его опекун как законный представитель (п. 2 ст. 28 ГК). Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом дееспособности в гражданско-правовой сфере, чем малолетние.
Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и несовершеннолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, а, кроме того, они могут без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности, а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя — попечителя (п. 1-2 ст. 26 ГК). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.
В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 119 КоБС) порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми СК уже не регулируется, как не относящийся напрямую к семейным отношениям. Согласно п. 3 ст.
145 СК установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются гражданским законодательством (ст. 35, 39, 40 ГК) и в соответствии с п. 1 ст.
35 ГК относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п. 1 ст. 34 ГК)*.
Органы местного самоуправления всех уровней, включая поселковую (сельскую), районную и городскую администрацию, назначают опекунов и попечителей путем вынесения соответствующего решения.
Например, в Москве решения по вопросам установления опеки (попечительства) в отношении детей, находящихся в семьях российских граждан, а также по назначению доверительных управляющих имуществом подопечных должны приниматься главой Управы района — лично или через подразделения администрации района**.
Орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства.
При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечителя) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя).
Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Немаловажно, что назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК).
Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты.
Необходимо добровольное волеизъявление лица, отвечающего по своим личным качествам необходимым требованиям закона, принять на себя обязанности опекуна (попечителя). На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.
В СК и ГК установлены определенные требования к лицам, назначаемым опекунами или попечителями. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК; п. 2 ст. 35 ГК).
Закон запрещает быть опекунами (попечителями): а) несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия; б) недееспособным лицам; в) лицам, лишенным родительских прав.
Запрет на исполнение обязанностей опекуна (попечителя) перечисленными лицами обусловлен сущностью и задачами опеки и попечительства.
Принимая во внимание содержание функциональных обязанностей опекуна или попечителя детей (воспитание, образование подопечных, защита их прав и интересов), закон устанавливает ряд дополнительных требований к личности опекуна (попечителя). В частности, п. 3 ст.
146 СК уточняется, кто еще не может быть назначен опекуном (попечителем) по причине неспособности надлежащим образом обеспечить семейное воспитание ребенка: а) лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией; б) лица, ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей; в) лица, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, то есть ограниченные в родительских правах; г) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине; д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.
Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
Требования к состоянию здоровья опекунов (попечителей) не отличаются от соответствующих требований, предъявляемых к лицам, желающим стать усыновителями*.
Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать опекунами (попечителями), определен Министерством здравоохранения РФ**.
При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя); б) его личные и нравственные качества; в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя); д) если это возможно — желание самого ребенка (п. 3 ст. 35 ГК; п. 2 ст. 146 СК). Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т. п.).
В отличие от усыновления (ст.
132 СК) при передаче ребенка под опеку (попечительство) его желание или нежелание иметь своим опекуном (попечителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет.
Однако в ситуации, когда ребенок негативно относится к конкретному кандидату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мнения ребенка.
Соблюдение предусмотренных ГК и СК требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи, что не исключено в жизни.
На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.
), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка.
Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.
Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя).
Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении.
Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного.
В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/7_178284_osnovaniya-i-poryadok-ustanovleniya-opeki-i-popechitelstva-nad-detmi.html
Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве
В силу ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации [2] (далее — СК РФ), при рассмотрении судом споров, которые связаны с воспитанием детей, вне зависимости от того, кем иск предъявлен в защиту ребенка, к участию в деле обязан быть привлечен орган опеки и попечительства.
Споры о детях включают в себя следующие категории дел.
- Споры о воспитании детей между родителями;
- Споры родителей либо лиц, их заменяющих, об отобрании детей от третьих лиц;
- Споры, которые связаны с лишением родительских прав (пункт 1 ст. 70 СК РФ);
- Споры о происхождении детей;
- Споры, которые связаны с установлением усыновления и с отменой усыновления (ст. 125, ст. 140 СК РФ).
Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому суд вправе принять к рассмотрению любое другое дело, затрагивающее права и иные законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Однако практика показывает, что указанные выше категории дел являются наиболее распространенными.
В рамках настоящей работы мы рассмотрим только первую и вторую категории дел — споры родителей и иных лиц, которые связаны с воспитанием детей.
Особенностью данной категории дел является обязательное участие в них органа опеки и попечительства, т. к. именно на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации возложены полномочия по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства (ст. 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности» [5]).
Кроме того, в связи со ст. 8 СК РФ осуществляется защита семейных прав судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, которые предусмотрены СК РФ, — государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.
В связи со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ [1] (далее — ГПК РФ), вступают органы опеки и попечительства в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, которые участвуют в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты законных интересов, свобод и прав несовершеннолетних.
В случаях, которые предусмотрены федеральным законом, и в других необходимых случаях суд по своей инициативе привлечь может к участию в деле органы опеки и попечительства.
Исходя из этого, органы опеки и попечительства выполняют возложенную на них государственную функцию защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной помощи. Их роль в таких спорах — всесторонняя защита и обеспечение интересов несовершеннолетнего.
В связи со ст. 34 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4] органами опеки и попечительства являются исполнительные органы субъекта РФ.
Муниципальные органы муниципальных образований (в том числе муниципальные органы поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, которые образованы в связи с настоящим ФЗ, законом субъекта РФ, наделяться могут полномочиями по опеке и попечительству.
Муниципальные органы наделяются данными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств.
Анализ статистических данных (форма статистической отчетности РИК-103 «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8]) свидетельствует о том, что численность детей, в защиту которых предъявляются иски или представляются заключения в суды по вопросам защиты личных и имущественных прав детей, неуклонно растет.
В связи с пунктом 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Родители (один из них) при наличии разногласий между ними имеют право обратиться за разрешением данных разногласий в орган опеки и попечительства либо в суд.
Исходя из этого, законодатель устанавливает возможность для родителей еще на досудебной стадии разрешить спор, связанный с воспитанием ребенка (детей). Однако эта возможность носит факультативный, необязательный характер.
Здесь уместно напомнить, что в ранее действовавшем законодательстве (Кодексе о браке и семье РСФСР) обращение родителей за разрешением спора, связанного с воспитанием ребенка (детей), в органы опеки и попечительства было обязательным досудебным этапом рассмотрения указанной категории дел.
Вступивший в силу 1 марта 1996 г. СК РФ отнес эту категорию дел к исключительной компетенции суда, без обязательного предварительного рассмотрения таких дел органом опеки и попечительства.
Важно отметить, что ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» дополнена новеллой [3] (п. 3 указанной ст.
), в соответствии с которой по требованию родителей (одного из них) в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго пункта 3 ст.
65 СК РФ, суд с обязательным участием органа попечительства и опеки имеет право определить место жительства детей на период до вступления в законную силу решения суда об определении их места жительства.
Внесение данного изменения обусловлено значительным увеличением за последнее время количества споров о месте жительства детей при раздельном проживании родителей.
Наличие двух и более мест (квартиры, дома), расположенных в различных населенных пунктах Российской Федерации, а иногда и в других странах, в которых родители совместно или попеременно проживают с ребенком (детьми), отсутствие юридически оформленного брака, регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей приводит к правовой неясности, что считать местом жительства ребенка. Для предотвращения ситуаций, связанных с перемещением, «похищением» ребенка одним из родителей в таких ситуациях, на этапе судебного рассмотрения спора, до вынесения решения по существу, установлена данная правовая норма. В п. 3 ст. 65 СК РФ также предусмотрено обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении этого вида споров. Рассмотрим содержание понятия «участие органа опеки и попечительства как гаранта соблюдения прав и законных интересов детей в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей».
- Как уже говорилось выше, вне зависимости от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле привлечен должен быть орган опеки и попечительства.
- Закон устанавливает две формы участия в гражданском процессе органов опеки и попечительства (ст. 46 и 47 ГПК РФ):
- 1) возбуждение дела;
- 2) вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу.
- В обоих случаях орган опеки и попечительства должен:
- 1) провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание;
- 2) представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
- Обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание, должно быть произведено специалистом органа опеки и попечительства на этапе подготовки дела к судебному рассмотрению. В акте обследования должны быть отражены следующие вопросы, которые связаны с воспитанием ребенка (детей):
- ‒ дата (даты) обследования; кем проводилось обследование (должность, фамилия, имя, отчество);
- ‒ характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего; участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка; урегулирование свиданий и пр.);
- ‒ фамилии, имена, отчества, адреса детей и сторон, а также их возраст.
- Далее в хронологическом порядке должны быть изложены все действия лица, которое производила обследование, и собранные им сведения:
- а) сведения об истце (лице, который начал дело);
- б) сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок).
- в) причины, по которым считает один из родителей невозможным пребывание ребенка у другого родителя, иного;
- г) сведения о ребенке: состояние здоровья, организация отдыха и обучения, результаты беседы с ребенком, иная информация;
На основании всех материалов обследования делается вывод и соответствующее мотивированное заключение. Вывод должен содержать четкую позицию органа опеки и попечительства о том, где и, соответственно, с кем должен проживать ребенок или в каком порядке должно осуществляться участие второго родителя в воспитании несовершеннолетнего (детей).
Заключение оформляется в письменном виде, на бланке соответствующего подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Наряду с представлением заключения в суд, представитель органа опеки и попечительства вправе участвовать в судебных заседаниях, давая необходимые устные объяснениях.
В связи с пунктом 3 Постановления Пленума ВС РФ [6] заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст.
121 СК РФ, подписано должно быть руководителем муниципального органа либо уполномоченным на указанное должностным лицом подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.
Ненадлежаще оформленное заключение органа опеки и попечительства (отсутствие подписи компетентного должностного лица, соответствующей печати) может быть оспорено в суде, а в ряде случаев стать причиной отмены решения суда.
Важно указать, что заключение органа опеки и попечительства по существу спора, который связан с воспитанием детей, является только одним из доказательств по делу. Однако в случае несогласия суда с заключением органа опеки и попечительства по сути разрешаемого спора в мотивировочной части решения суда указаны должны быть мотивы такого несогласия.
Особенно остро стоит вопрос оценки заключений органов опеки и попечительства в случае раздельного проживания родителей на момент разрешения судебного спора о воспитании ребенка (детей). Отсутствие прямого указания в законе, в частности, в ст.
78 СК РФ, об обязательности получения двух заключений от органов опеки и попечительства, как по месту жительства ребенка с одним из родителей, так и по месту жительства отдельно проживающего родителя, зачастую ведет к необъективности судебного разбирательства и вынесению решения суда на основе только одного заключения, подготовленного по месту жительства родителя с ребенком. Ситуация еще более осложняется, если представленные в суд заключения органа опеки и попечительства содержат диаметрально противоположные выводы о том, что в большей степени будет соответствовать интересам ребенка. Не дает ответа на этот вопрос и указанное выше Постановление, более того, из смысла п. 3 следует, что оценке подлежит одно заключение. Позиция некоторых авторов по данному вопросу сводится к тому, что заключение должно быть одно (по месту жительства ребенка с одним из родителей, а по месту жительства второго родителя должно быть произведено только обследование, составлен акт обследования, который должен быть приобщен к материалам дела и учтен в заключении органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка.
По нашему мнению, необходимо полностью согласиться с авторами [6], которые высказывают мнение о необходимости законодательного закрепления обязательности получения заключений от органов опеки и попечительства по месту жительства (пребывания) как ребенка, так и родителя, проживающего отдельно от него. Это необходимо для того, чтобы суд мог всесторонне оценить все имеющиеся по делу доказательства.
Кроме участия непосредственно в судебном процессе по спорам, связанным с воспитанием детей, законодательством (ст. 79 СК РФ) также установлено требование об обязательном участии представителя органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием детей и с передачей их другим лицам.
Это обусловлено психологическими, педагогическими трудностями, усложняющими передачу ребенка лицу, в пользу которого вынесено решение.
Представитель органов опеки и попечительства должен предпринять все возможные меры для обеспечения ненасильственной передачи ребенка другому родителю (иному законному представителю), смягчить отрицательные для несовершеннолетнего стороны процедуры исполнения судебного решения.
Литература:
Источник: https://moluch.ru/archive/174/45821/